Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа

Оценка эффективности деятельности ОМСУ

Пояснительная записка

I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

*** Развитие малого и среднего предпринимательства.

Одной из основных задач, стоящих перед администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень в сфере экономики [1], является создание условий для развития малого и среднего предпринимательств.

В качестве меры оценки успешности выполнения данной задачи принята динамика показателей[2], характеризующих демографию субъектов малого и среднего предпринимательства[3], и занятость работающих в малых предприятиях.

В отчетном периоде в развитии этого сектора экономики отмечены как позитивные, так и негативные процессы. На конец 2012 года количество субъектов МСП в расчете на 10 тыс. человек населения сложилось в 228,5 единиц и сократилось относительно 2011 года на 7,7%. Снижение величины этого относительного показателя связано с сокращением количества индивидуальных предпринимателей[4], осуществляющих фактическую деятельно, и ростом численности постоянного населения городского округа.

Одной из причин оттока субъектов из этого сектора является рост отчислений в социальные фонды, что, прежде всего для ИП стало непосильным обременением. Кроме того прослеживаются предпочтения ИП в пользу работы по найму в малых предприятиях самозанятости.

Подтверждением этой тенденции является динамика численности работающих в малых предприятиях. Так доля среднесписочной численности работников этих

хозяйствующих субъектов в общей численности работающих по найму достигла 30,12% и возросла относительно 2011 года на 3,53%.

Ограничения в ведении хозяйственной деятельности, связанные с режимом безопасного функционирования ЗАТО, недостаточное количество муниципальных

земель, необходимых для создания альтернативных производств, ограниченный потребительский спрос постоянного населения городского округа, также влияют на темпы развития субъектов МСП.

В текущем, плановом и прогнозном периодах ожидается положительная динамика, как первого показателя, характеризующего демографию субъектов МСП, так и второго, отражающего степень занятости работающих в малых предприятиях, обусловленная реализацией нижеизложенных мер.

Важность поддержки сферы малого бизнеса не нуждается в обсуждении. Механизмом решения поставленных задач станет дальнейшая реализация обеспеченной до 2016 года финансированием из средств местного бюджета муниципальной долгосрочной целевой программы[5] "Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе ЗАТО Большой Камень на 2012-2015 годы". Программой предусмотрены такие меры, как финансовая поддержка предпринимателей, начинающих собственное дело; организация обучения предпринимателей; проведение городских ярмарок, конкурсов; участие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на товарные рынки края; мониторинг и сбор предложений субъектов МСП по улучшению инвестиционного и делового климата для последующего внесения изменений в существующее законодательство; содействие в развитии инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

Данная программа разработана с учетом требований государственной программы Приморского края соответствующей направленности. Бюджетные заявки городского округа своевременно направляются на рассмотрение Администрации Приморского края[6], субсидировались ранее и имеют все шансы на софинансирование в последующих периодах.

Эффективными способами поддержки субъектов МСП останется размещение муниципального заказа, а также предоставление муниципального имущества и земель

в аренду предпринимателям для осуществления деятельности по приоритетным для территории направлениям.

Для более оперативного решения вопросов и проблем будет активизирована работа Координационного Совета при главе городского округа.

***Улучшение инвестиционной привлекательности Инвестиции являются одним из условий развития экономики. Роль инвестиций состоит в том, что они являются одним из главных путей реализации экономической и финансовой стратегии предприятий, направленной на рост эффективности и расширение деятельности, повышение конкурентоспособности продукции.

Задачей органов местного самоуправления в этой сфере является обеспечение инвестиционной привлекательности коммерческих организаций и городского округа в целом.

Показателем, определяющим успешность решаемой задачи, является «объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) приходящийся на 1 жителя». [7]

Для городского округа отчетный период характерен значительным ростом инвестиционной активности коммерческих застройщиков, связанной с реализацией проектов ОАО ДЦСС по созданию новых мощностей судостроения. Так в истекшем периоде подушевой объём этих инвестиций достиг 124,05 тыс. рублей и превысил уровень 2011 года в 10,2 раза.

В текущем, плановом и прогнозном периодах сохранится положительная динамика показателя, ежегодные темпы прироста которого в сопоставимом измерении будут не ниже 2%.

Для дальнейшей успешной реализации поставленной задачи администрацией планируется разработка концептуальных документов, определяющих долгосрочную инвестиционную политику городского округа, в которых будет предусмотрена система мер по улучшению его инвестиционной привлекательности. В частности, планируется разработка муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в процессе осуществления инвестиционной деятельности, разработка инвестиционного паспорта и программ повышения инвестиционной привлекательности и маркетинга городского округа.

*** Повышение инвестиционных возможностей местного бюджета.

Важной задачей, связанной с повышением налогооблагаемой базы по земельному налогу и ростом поступлений доходов в местный бюджет, является

реализация мероприятий по увеличению площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения. Это - резерв для формирования инвестиционного потенциала местного бюджета.

На начало 2013 года на долю данных участков пришлось 44,4% от общей площади территории городского округа (100,2% к 2011 г.). В текущем, плановом и прогнозном периодах ожидается положительная динамика этого показателя. Однако низкие темпы роста являются следствием длительных сроков постановки земельных участков на государственный кадастровый их владельцами, а также значительных сроков регистрации права на земельные участки, установленных федеральным законодательством. Кроме того, Федеральный закон "О ЗАТО" ограничивает возможность передачи земельных участков в собственность лицам, не зарегистрированным на данной территории.

Помимо сказанного, проблемами городского округа в этой сфере являются:

ограниченность земель под жилищное строительство, так как более 30% земель городского округа находятся в федеральной собственности, а значительное количество земель относятся к категории рекреационных;

ограниченность земель под промышленное строительство, обусловленное тем, что часть промышленных территориальных зон зарегистрирована за федеральными органами.

Механизмом решения проблемы может стать консолидация усилий органов власти всех уровней в вопросах передачи неэффективно используемых земель государственной собственности в муниципальную.

*** Развитие общественной транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства.

Одним из конкурентных преимуществ территорий, определяющих как качество жизни населения, так и его инвестиционную привлекательность, является состояние общественной транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства.

Поэтому одной из ключевых задач, стоящих перед органами местного самоуправления[8], является улучшение состояния дорожной сети и организация транспортного обслуживание населения.

Индикаторами успешности выполнения данной задачи являются показатели, характеризующие соответствие состояния муниципальных дорог нормативным параметрам и доступность транспортных услуг для населения [9].

Для городского округа 2012 год был достаточно успешен. При капитальном ремонте городских дорог освоено более 9 млн. рублей. Произведен капитальный ремонт 10,1 тыс. м2 асфальтобетонного покрытия и 53,3 тыс. м2 грунтовых дорог.

Принятые меры позволили снизить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным параметрам, до 69%. Значение показателя сократилось относительно 2011 года на 13%, что является позитивным фактором.

Население городского округа обеспечено услугами общественного транспорта в полном объеме. Обслуживание осуществляется частными организациями на основе переданных для выполнения муниципального заказа муниципальных автобусах по 4 круглогодичным и 3 сезонным маршрутам. Для повышения качества транспортного обслуживания в истекшем периоде за счет средств местного бюджета приобретено еще 2 муниципальных автобуса.

В 2012 году оба показателя оценки эффективности, характеризующие конечные результаты деятельности ОМСУ в области дорожного хозяйства и транспортного обслуживания населения, имеют положительное значение.

В текущем, плановом и прогнозном периодах ожидается развитие положительных тенденций, механизмом продвижения которых станет реализация обеспеченных финансированием из средств местного бюджета мероприятий муниципальной ДЦП «Дороги городского округа на период 2013-2015 годы». Программа разработана с учетом требований соответствующей государственной программы Приморского края. Бюджетные заявки городского округа направлены на рассмотрение АПК и имеют все шансы на софинансирование.

С целью обеспечения транспортными услугами инвалидов и других маломобильных групп населения в 2013-2014 годах в рамках исполнения мероприятий обеспеченной фиксированием муниципальной ДЦП «Доступная среда в городском округе ЗАТО Большой Камень на 2013-2015 годы» будут приобретены 2 специально оборудованных муниципальных автобуса.

Проблемой городского округа при организации транспортного обслуживания населения является отсутствие конкуренции перевозчиков, связанной убыточностью маршрутов ввиду непостоянной наполняемости автобусов. Пути решения - поиск правоустанавливающих основ, позволяющих предоставлять субсидии автотранспортной организации, осуществляющей транспортное обслуживание населения.

*** Доходы населения.

В отчетном периоде средимесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций[10] сложилась в сумме 26,2 тыс. рублей. Ее прирост по отношению к 2011 г. достиг 20,7%.

В 2012 году работникам бюджетных учреждений была повышена заработная плата, причем темы ее роста (в среднем -130,2% к 2011 г.) на 9,5% превышают среднегородской уровень.

Однако величины заработной платы бюджетников не превысили среднюю заработную плату по городскому округу, что связано с опережающими темпами роста оплаты труда в коммерческих организациях в предшествующие периоды.

В 2012 году соотношение среднемесячной заработной платы в отраслях социальной сферы к среднемесячной заработной плате по городскому округу характеризуется следующими параметрами:

в муниципальных детских дошкольных учреждениях - 54,6% (+ 33,2% к 11 г.);

в муниципальных образовательных учреждениях - 84,2% (+55,8% к 2011 г.)

учителей – 98,8 % (+48,5% к 11г.);

в муниципальных учреждений культуры и искусства - 46,1% (+12,4% к 2011 г.);

в муниципальных учреждений физической культуры и спорта - 61,4% (+1,1% к 2011 г.).

В текущем, плановом и прогнозном периодах ожидается значительное изменение в области оплаты труда в организациях бюджетного сектора. Главной задачей станет исполнение положений Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 (далее – Указ).

Во исполнение Указа ожидаемая заработная плата работников социальной бюджетной сферы будет адекватна величине заработной платы, сложившейся в Приморском крае, а в дошкольных учреждениях - не ниже среднеотраслевого регионального показателя.

Соотношение заработной платы бюджетников и средней по городскому округу к концу 2015 года возрастёт в диапазоне от 66,4% до 109,9%. При этом величина заработной платы будет увязана с результатом деятельности организаций и конкретных работников.

Механизмом решения данной задачи станет реализация отраслевых «Дорожных карт» на период 2013-2017 годы, разработанных администрацией, в которых будут предусмотрены мероприятия по снижению неэффективных расходов учреждений и

местного бюджета и расширению спектра платных услуг.

В 2012 году из 16 показателей эффективности раздела лишь 1 по не зависящим от действий ОМСУ обстоятельствам имеет отрицательную динамику (количество субъектов малого и среднего предпринимательства[1] в расчете на 10 тыс. человек).



[1] Здесь и далее – администрация

[2] Показатель, характеризующий демографию субъектов МСП - количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек.

Показатель, характеризующий степень занятости работающих в МП – доля среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

[3] Здесь и далее - субъекты МСП

[4] Здесь и далее - ИП

[5] Здесь и далее - ДЦП

[6] Здесь и далее – АПК.

[7] Здесь и далее – подушевой объем

[8] Здесь и далее - ОМСУ

[9] Первый показатель - доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным параметрам, в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения

Второй показатель –доля населения, не имеющего регулярного автобусного сообщения с административным центром

[10] Здесь и далее – средняя по городскому округа заработная плата

...

Полный текст документа в приложенном файле


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

Дата изменения: 25.08.2017 11:24