Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа

14.08.2017

Оценка эффективности деятельности ОМСУ

Пояснительная записка

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 

К ДОКЛАДУ О ДОСТИГНУТЫХ ЗНАЧЕНИЯХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ ЗА 2016 ГОД И ИХ ПЛАНИРУЕМЫХ 

ЗНАЧЕНИЯХ НА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

           

I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

          Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП)

На конец отчетного года число субъектов МСП в расчете на 10 тыс. человек населения сложилось в 326,4 единиц. Расчет показателя выполнен
с учетом результатов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов МСП, проведенного в 2015 году. По предварительным данным Приморскстата, количество малых предприятий (включая микро) юридических лиц составило  413 единиц, численность индивидуальных предпринимателей  - 887 субъектов.

Рост величины показателя к 2015 году связан с падением демографического показателя (среднегодовая численность постоянного населения уменьшилась на 0,2%). Фактически в 2016 году наблюдалась отрицательная динамика количества субъектов МСП (99,9% к 2015 году) за счет уменьшения численности индивидуальных предпринимателей.

Показателем, характеризующим степень занятости работающих в МСП является доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

С учетом результатов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов МСП, проведенного в 2015 году, значения показателя уточнены
с 2012 года.  В соответствии с инструкцией[1], при расчете показателя, использованы значения среднесписочной численности малых и средних предприятий только юридических лиц. Количество индивидуальных предпринимателей и работающих у них по найму не учитывалось.   
По предварительным данным Приморскстата показатель с 2015 года составил 19%.

В плановом и прогнозном периоде значение показателя в среднем останется на уровне прошлого года. Возможен незначительный рост его
(до 0,2% ежегодно)  за счет привлечения субъектов МСП из других регионов
в рамках территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень»[2]. В целом показатель будет зависеть от численности работающих на крупных предприятиях. В связи с вводом в эксплуатацию новых судостроительных производств на предприятиях судостроительной отрасли и созданием до 2,5 тысяч новых рабочих мест, к 2019 году значительного увеличения показателя не ожидается.

Однако важность поддержки сферы малого бизнеса является одной
из приоритетных задач ОМСУ. В рамках подпрограммы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе Большой Камень» муниципальной программы «Экономическое развитие городского округа  Большой Камень» на 2014-2019 годы, предусмотрены такие меры, как: финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса; организация обучения предпринимателей; проведение мастер-классов; участие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на товарные рынки края; мониторинг и сбор предложений субъектов МСП по улучшению инвестиционного и делового климата; содействие в развитии инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

Данная муниципальная программа разработана с учетом требований государственной программы Приморского края соответствующей направленности с целью увеличения объема субсидии, направленной на финансовую поддержку субъектов МСП городского округа.

Эффективными способами поддержки малого бизнеса останется размещение муниципального заказа, а также предоставление муниципального имущества и земель в аренду предпринимателям для осуществления деятельности по приоритетным  для территории направлениям.

         Улучшение инвестиционной привлекательности                                       

Показателем, определяющим инвестиционную привлекательность городского округа, является объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) приходящийся на одного жителя.

Рост показателя в 2016 году связан с реализацией проекта «Строительство судостроительного комплекса «Звезда». По данным Росстата, по виду экономической деятельности «строительство и ремонт судов», объем инвестиции в основные фонды увеличился к 2015 году почти в 2,5 раза,
и составил 11,7 млрд. рублей. Рост показателя существенно повлиял на объем капитальных вложений в целом по городскому округу, соответственно и на динамику показателя, рассчитанного на душу населения. Так, в истекшем периоде, объём  инвестиций на душу населения достиг 295 тыс. рублей
и увеличился к показателю 2015 года в 2,7 раза.

В 2017 году продолжится рост показателя. По данным
ООО «ССК «Звезда», вложения в основные фонды судостроительной отрасли увеличатся в 1,8 раза к 2016 году,  и к концу текущего года составят более
21 млрд. рублей.

В прогнозном периоде ожидается падение показателя, что связано с поэтапным вводом в эксплуатацию судостроительных  производственных мощностей ООО «ССК «Звезда».

Для  улучшения инвестиционной привлекательности городского округа администрацией города внесены изменения в генеральный план городского округа, которым предусмотрены границы ТОР «Большой Камень» 
и определены зоны промышленного развития городского округа.
Кроме того, планируется разработка муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в процессе осуществления инвестиционной деятельности, разработка новых
и реализация действующих программ повышения инвестиционной привлекательности городского округа.

         Повышение инвестиционных возможностей местного бюджета

Важной задачей, связанной с повышением налогооблагаемой базы по земельному налогу и ростом  поступлений доходов в местный бюджет, является реализация мероприятий по увеличению площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения. Это - резерв для формирования инвестиционного потенциала бюджета городского округа.

На начало 2017 года доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа составила  44,8% (100,2%  к 2015 году).
В текущем, плановом и прогнозном периодах ожидается положительная динамика этого показателя. Однако низкие темпы ежегодного роста показателя  являются следствием длительных сроков постановки земельных участков на государственный кадастровый учет их владельцами, а также сроков регистрации права на земельные участки, установленных федеральным законодательством.

 Помимо вышеуказанного, проблемами городского округа  в этой сфере являются:

1) ограниченность земель под жилищное строительство, так как более 20% земель городского округа находятся в федеральной собственности,
а значительное количество земель относятся к категории рекреационных;

2) ограниченность земель под промышленное строительство,  обусловленное тем, что часть промышленных территориальных зон зарегистрирована за федеральными органами;

3) освобождение от уплаты земельного налога резидентов ТОР «Большой Камень».

Механизмом решения проблемы может стать консолидация усилий органов власти всех уровней в вопросах  неэффективно используемых земель городского округа, а также контроль за деятельностью субъектов, получивших соответствующие налоговые льготы.

          Развитие общественной транспортной инфраструктуры и дорожного     хозяйства

В 2016 году при капитальном ремонте дорог общего пользования местного значения освоено 47,5 млн. рублей. Произведен капитальный ремонт 32,7 тыс. кв. м. асфальтобетонного покрытия. В сравнении с показателем 2015 года объем выполненных работ вырос в 1,9 раза.

Принятые меры позволили сохранить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения на уровне прошлых лет  (68,96%).

Вместе с тем снижение показателя не достигнуто по причине разрушения автомобильных дорог города соответствующих нормативным требованиям, обусловленное возросшим грузопотоком и перегруженностью транспортом, задействованным в рамках реализации проектов ТОР «Большой Камень». 

В текущем и прогнозном периоде, значение показателя незначительно сократится (в среднем на 0,1% ежегодно) за счет проведения капитального ремонта дорог протяженностью 1,6 км, а также реконструкции 8,6 км автомобильных дорог «Объездная» и «Промышленная».  Указанные мероприятия предполагается осуществить в рамках соответствующих государственных программ Приморского края и за счет средств федерального бюджета, направленных на строительство инфраструктуры для функционирования ТОР «Большой Камень».   

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром городского округа, в общей численности населения городского округа составляет 0%. Население городского округа обеспечено услугами общественного транспорта в полном объеме. Обслуживание осуществляется частными организациями на основе переданных для выполнения муниципального заказа муниципальных автобусах по четырем круглогодичным и трем сезонным маршрутам.

В текущем, плановом и прогнозном периодах ожидается развитие  положительных тенденций, механизмом продвижения которых станет реализация   обеспеченных финансированием из средств местного бюджета мероприятий подпрограммы «Дороги городского округа  Большой Камень» муниципальной программы  «Благоустройство городского округа  Большой Камень» на период 2014-2019 годы. Программа разработана с учетом требований соответствующей государственной программы Приморского края,
и предполагает  участие в ней с целью получения субсидии на  реализацию программных мероприятий.

Проблемой городского округа при организации транспортного обслуживания населения является отсутствие конкуренции перевозчиков, связанной убыточностью маршрутов ввиду непостоянной наполняемости автобусов. Одним из путей решения проблемы является поиск правоустанавливающих основ, позволяющих предоставлять субсидии автотранспортной организации, осуществляющей транспортное обслуживание населения.

          Доходы  населения

В отчетном периоде среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий
и некоммерческих организаций
(далее – средняя заработная плата по городскому округу) сложилась в сумме 43,8 тыс. рублей. Ее прирост по отношению к 2015 году  составил  14% (в крае – 6,6%). В целом рост показателя обеспечили организации, осуществляющие свою деятельность в рамках реализации проектов ТОР «Большой Камень», из них значительный рост отмечен на предприятиях по виду деятельности «строительство» (161%),  «деятельность гостиниц и ресторанов» (163%), «обрабатывающие производства» (115%).

В бюджетных организациях ситуация неоднозначная. С учетом реализации мероприятий, направленных на оптимизацию штатной численности и увеличение объема платных услуг, рост заработной платы обеспечили учреждения дошкольного образования (11,8%), культуры и искусства (119%).   

Допустили снижение показателя общеобразовательные учреждения (99,8%). Основной причиной сложившейся ситуации явилось привлечение молодых педагогов, которые не имеют соответствующих надбавок
к заработной плате.

Отрицательная динамика наблюдалась в учреждениях физической культуры и спорта. Уменьшение показателя на 1,8% связано с изменением штатной численности тренерского состава и учебно-тренировочной нагрузки МБОУ «ДОД ДЮСШ».

В целом величина заработной платы бюджетников не превысили  среднюю заработную плату  по городскому округу, что связано с опережающими темпами  роста оплаты труда на предприятиях резидентов ТОР «Большой Камень».

 В 2016 году соотношение среднемесячной заработной платы в отраслях социальной сферы к среднемесячной заработной плате по городскому  округу характеризуется следующими параметрами:

-в муниципальных детских дошкольных учреждениях – 50,4% (в крае – 70,5%);

-в муниципальных образовательных учреждениях  - 59,2% (в крае -73,6%);

-учителей – 68,2% (в крае – 82,6%);

-в муниципальных учреждений культуры и искусства  - 55% (в крае – 58,2%);

-в муниципальных учреждений физической культуры и спорта – 49,6%
(в крае – 64%).

В текущем, плановом и прогнозном  периодах ожидается положительное изменение в области оплаты труда в организациях бюджетного сектора. Главной задачей станет продолжение реализации мероприятий «дорожной карты»
в общеобразовательных учреждениях и исполнение  положений  Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597. 

Соотношение заработной платы бюджетников и  средней по городскому округу к концу 2019 года возрастёт в диапазоне от 47% до 65%. При этом  величина заработной платы будет увязана с результатом деятельности организаций и работников по соответствующим категориям.

Механизмом решения данной задачи станет реализация отраслевых «дорожных карт», разработанных администрацией, в которых будут предусмотрены мероприятия по снижению неэффективных расходов учреждений
и бюджета городского округа, а также мероприятий, направленных  на расширение спектра платных услуг.

 

II. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Задачей  ОМСУ в сфере дошкольного образования является увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ).

Сеть дошкольных учреждений городского округа представлена
11 образовательными учреждениями.

Мерой оценки эффективности реализации поставленной задачи является динамика следующих показателей:

- доля детей, в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в городском округе в общей численности детей в возрасте 1-6 лет;

- доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения  в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в общей численности детей в возрасте 1-6 лет;

- доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания,  которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

 В 2016 году доля детей, в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в городском округе
в общей численности детей в возрасте 1-6 лет
, сложилась в 82,1%,
и уменьшилась относительно 2015 года на 0,8 процентных пункта.

Снижение показателя обусловлено причиной отложенного спроса на предоставление мест в ДОУ детям до 3 лет, в связи с личным желанием родителей заниматься самообразованием детей до достижения ими 3-х летнего возраста.

Тем не менее, доля охвата детей программами дошкольного образования (82%) в 2016 году превышает установленные краевые значения "дорожной карты" на 24% (в крае - 66,1%). В 2017 и последующие годы  планируется увеличить показатель путем создания дополнительных условий для развития детей до трех лет, с улучшением материально-технической и учебно-игровой базы учреждений. Кроме того, в 2018 году планируется ввод в эксплуатацию нового дошкольного учреждения на 280 мест по ул. Гагарина, отвечающего современным требованиям.

Динамика  такого показателя как «доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения  в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в общей численности детей в возрасте 1-6 лет» достаточно оптимистична.

В связи с увеличением норматива числа получателей услуги на одного педагогического работника с 11,8 до 12,4 человек, величина  рассматриваемого   показателя сократилась  относительно 2015 года на 1,66 процентных пункта.

К 2018 году  с учетом ввода в эксплуатацию детского сада на 280 мест
по ул. Гагарина планируется уменьшить показатель до 3,9%.

Механизмом решения задач станет реализация мероприятий  подпрограммы «Развитие дошкольного образования в городском округе Большой Камень» муниципальной программы «Развитие образования
в городском округе Большой Камень на 2014-2019 годы», объем финансирования которой, предусмотрен в местном бюджете до конца реализации программы.

Увеличение охвата детей  в плановом и прогнозном периоде  
и сокращение очереди будут обеспечены оптимальным использованием площадей ДОУ в 2017 году и вводом нового детского сада к концу прогнозного периода.

Техническое состояние дошкольных учреждений соответствует нормативным параметрам благодаря своевременному проведению ремонтных работ.  В системе дошкольного образования городского округа нет зданий ДОУ, находящихся в аварийном состоянии, поэтому показатель «доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания,  которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений» составляет 0%.  

Предоставление услуг дошкольного образования субъектами частной формы собственности, как  формы сокращения бюджетных затрат, в  плановом и прогнозном периодах проблематично, так как в городском округе нет спроса на услуги, которые могут оказывать данные субъекты.

 

III. ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

          Общее образование

Основными задачами, необходимыми для повышения эффективности предоставления услуг  общего образования являются:

1) улучшение подготовки к выпускным экзаменам;

2) улучшение качества общего образования;

3) достижение современного качества образования на основе обновления структуры, содержания, технологии образования, ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

Сеть учреждений общего образования с дневной формой обучения представлена 8 образовательными учреждениями, реализующими основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего  образования.

Анализ ситуации предшествующих периодов характеризовался следующими данными:

1) доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2016 году составила 0,6%. Из 166 выпускников, не сдал ЕГЭ один выпускник средней общеобразовательной школы № 44. В последующие годы планируется улучшить показатель за счет курсовой переподготовки педагогических работников и  качественной  подготовки выпускников к экзаменам.

2) Качество общего образования улучшается посредством решения задач, связанных с внедрением в образовательный процесс современных технологий обучения. Так, в 2016 году проведено оснащение современным учебно-технологическим оборудованием  школ № 1 и № 3 (приобретены новые учебники, учебные пособия на сумму  7,5 млн. руб).  В рамках соответствующей федеральной программы городскому округу выделено
26 принтеров и 4 сканера, в том числе и для проведения ЕГЭ. Во всех школах обеспечен доступ к сети «Интернет», внедрены электронные дневники и электронные журналы. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2016 году достигла 88%, и увеличилась относительно 2015 года на 0,5%.

В плановом и прогнозном периодах планируется обновление компьютерной техники средних общеобразовательных школ № 44, № 8,  № 27
в количестве 22 единиц и реализация мероприятий капитального характера.

3)  Техническое состояние всех муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа соответствует нормативным требованиям, что достигнуто благодаря своевременно проводимым ремонтным работам. В связи с этим показатель «доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений» как и в прошлые годы составляет 0%.

В 2016 году проведены капитальные работы по ремонту кровли в школе № 2, заменены окна в школе № 27, благоустроена пришкольная территория школы № 44. Всего на капитальный ремонт школ бюджетом городского округа было предусмотрено 1,1 млн. рублей.

4) Создание современных условий обучения, предъявляемых к общеобразовательным учреждениям, внедрение дополнительных образовательных программ спортивной направленности, улучшение санитарного состояния школ, соблюдение теплового режима в учебных помещениях способствовали повышению доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В 2016 году величина этого показателя составила 97,3%, и увеличилась  относительно 2015 года  на 0,8%.  
В последующие годы прогнозного периода планируется сохранить показатель на достигнутом уровне.

5) В 2016 году доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях остался на уровне 2015 года и составил 13,6%.

            Уменьшение доли детей  в плановом и прогнозном  периодах предполагается за счет реализации мероприятий, направленных на перераспределение приема обучающихся по адресной привязке
к микрорайонам городского округа, закрепленным за общеобразовательными учреждениями.

6) По итогам 2016 года расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях сложились в сумме 44,9 тыс. рублей
и сократились к уровню 2015 года  на 11,9%.  Одной из основных причин падения показателя является уменьшение объема финансирования на реализацию мероприятий капитального характера. В 2015 году были выполнены программные мероприятия, направленные на благоустройство трех пришкольных территорий и их асфальтирование. Также реализован проект по устройству пришкольной спортивной площадки в школе № 1. Для сравнения, в 2015 году из бюджетов всех уровней на капитальный ремонт школ было направлено 16,8 млн. руб, а в 2016 году - 1,1 млн. руб.

В последующие годы предполагается рост показателя за счет реализации проектов, направленных на создание (реконструкцию) общеобразовательных учреждений для функционирования ТОР «Большой Камень». 

         Дополнительное образование

Основными задачами ОМСУ при организации предоставления населению услуг дополнительного образования являются:

- организация обучения детей по программам дополнительного образования;

- развитие системы выявления, обучения, воспитания и поддержки талантливых детей.

Сеть муниципальных учреждений дополнительного образования детей представлена двумя муниципальными учреждениями. Учреждения имеют муниципальные задания с установленными качественными и количественными критериями предоставляемых услуг.

В 2016 году доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному  образованию в организациях различной организационно- правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, составила 47,9%  и увеличилась относительно                         2015 года на 24,4%. Рост показателя и в последующие годы предполагается сохранить за счет введения новых формирований на платной основе
и закрепления квалифицированных педагогических  кадров, повышения им заработной платы.

Основным направлением деятельности административного корпуса станет реализация комплекса мер по улучшению качества услуг в общем и дополнительном образовании с целью удовлетворенности населения качеством услуг.

Как основной механизм решения поставленных задач предполагается реализация муниципальной программы «Развитие образования городского округа Большой Камень на 2014-2019 годы».

Среди основных направлений развития образования будут предусмотрены следующие:

1) оптимизация сети образовательных учреждений с учетом приоритетов социально-экономического развития городского округа;

2) внедрение современных образовательных технологий, обеспечение современных условий получения образования;

3) переход на эффективный контракт с преподавателями и руководителями образовательных учреждений, направленный на повышение качества образования, непрерывному профессиональному развитию, привлечению к образовательной деятельности талантливых специалистов;

4) снижение неэффективных расходов по общеобразовательным школам городского округа,

 5) увеличение объемов платных услуг дополнительного образования.

 

IV. КУЛЬТУРА

Основными задачами, стоящими перед ОМСУ в данной  сфере, являются:

1) развитие культурного потенциала, создание условий для массового отдыха жителей, организации досуга населения и обеспечения услугами учреждений культуры;

2) сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям.

 В 2016  году сеть  муниципальных  учреждений культуры представлена  двумя клубными учреждениями, учреждением по библиотечному обслуживанию населения и образовательным учреждением «Детская школа искусств».

Динамика показателя «уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности» характеризует степень эффективности решения задач в части развития культурного потенциала городского округа.

 По итогам 2016 года обеспеченность населения  городского округа учреждениями клубного типа составила 74,2% от нормативного уровня,
и увеличилась к 2015 году на 0,2%.

Рост значения данного показателя обусловлен снижением численности населения городского округа (на 0,2%)  при имеющейся мощности клубных учреждений культуры.  При сохраняющейся мощности клубных учреждений
на уровне прошлых лет и при росте численности населения городского округа, 
в последующие годы предполагается снижение показателя
в среднем на 0,3% в год.

Обеспеченность населения библиотеками осталась на уровне прошлых лет - 100%, парками, имеющими статус учреждения - 0%.

На сегодняшний день городской округ не имеет объекта «парк культуры и отдыха», данные функции выполняет парковая зона, расположенная на территории  МБУ «Городской Центр культуры». В границах зоны создана площадка с установленными детскими и семейными аттракционами. В рамках бюджетных назначений администрация города ежегодно выделяет средства, направленные на благоустройство парковой зоны (озеленение, содержание территории, текущий ремонт).

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры как и в предыдущие годы в 2016 году составила 10%.

Отрицательная динамика показателя, сохраняющаяся с 2009 года, обусловлена потребностью в  капитальном ремонте здания, принадлежащего МАУ «Дворец культуры «Звезда». Проведено обследование конструктивных элементов на предмет их соответствия требованиям безопасности и возможности проведения работ по доведению технических параметров здания до нормативных требований. По результатам обследования выявлено повреждение несущих конструкций здания. В настоящее время решается вопрос о целесообразности проведения работ капитального характера.

Администрацией городского округа особое внимание уделяется мероприятиям, связанным с сохранением памятников истории и культуры. Все 7 памятников отремонтированы  и находятся в хорошем состоянии. Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующие консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности составляет 0%.

Для повышения эффективности развития отрасли реализуется муниципальная программа «Развитие культуры городского округа Большой Камень» на 2014-2019 годы.

Данная программа обеспечит качественное развитие сферы культуры,  формирование необходимого потенциала для эффективного функционирования отрасли в долгосрочной перспективе. Реализация программы позволит оптимизировать сеть муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, укрепить позитивный образ городского округа
на краевом и региональном уровне.

 

V. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Основной задачей, стоящей перед ОМСУ в рассматриваемой сфере является разработка и реализация мероприятий по созданию на территории городского округа благоприятных условий для развития физической культуры и спорта.

Предоставлением услуг населению занято  муниципальное автономное учреждение «Спортивный комплекс». Учреждение работает по утвержденному муниципальному заданию с установленными критериями количества и  качества.

 Основными индикаторами успешности развития отрасли является динамика показателей:

1) доля населения систематически, занимающего физической культурой и спортом в 2016 году сложилась в 29,2%,
и увеличился относительно 2015 года на 4,6%.

Рост значения показателя в отчетном году обусловлен увеличением численности занимающихся по возрастным категориям: 15-17 лет - на 17,5%; 18-29 лет - на 4,6%, 30-59 лет - на 4,5%.

Увеличение населения занимающегося спортом связано с вводом в эксплуатацию двух спортивных площадок, оборудованных тренажерами; стадиона ДЮСШ; сдачей в аренду спортивных залов образовательных организаций;  исполнением календарного плана проведения физкультурно-спортивных мероприятий для возрастной категории 20-50 лет. 

В последующие годы предполагается рост показателя с учетом расширения платных услуг и организации спортивных мероприятий на вновь введенных спортивных объектах.

2) доля обучающихся систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся в 2016 году составила 63,8%.

К периоду предыдущего года показатель увеличился на 2,8 процентных пункта за счет  роста численности занимающихся по возрастной категории 
15-17 лет - на 17,5%.  В последующие годы положительная динамика показателя предполагается за счет организации спортивных мероприятий на вновь созданных спортивных объектах и вводом дополнительных спортивных секций для возрастной категории до 17 лет.

Основным направлением деятельности ОМСУ городского округа в сфере физической культуры и спорта, как и в прошлые годы, станет реализация комплекса мер по улучшению качества оздоровительных и спортивных услуг,
а также выполнение мероприятий муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта городского округа Большой Камень» на 2014-2019 годы. Программой сконцентрированы мероприятия по основным направлениям развития физической культуры и спорта,  а так же  определены механизмы и пути решения существующих проблем.

 

VI. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГРАЖДАН ЖИЛЬЕМ

 

Главной задачей ОМСУ при выполнении вопросов местного значения является создание условий для удовлетворения потребностей населения в доступном и комфортном жилье. Мерой оценки успешности решения данной задачи является динамика показателя, характеризующего обеспеченность жильем жителей муниципального образования - «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя».

В 2016 году  в городском округе  застройщиками всех форм собственности и видов деятельности введено в эксплуатацию 6 тыс. кв. м. жилья (71% к 2015 году).  В 2017 и последующие годы ожидается увеличение введенных в эксплуатацию многоэтажных жилых домов для обеспечения населения, привлекаемого на новые судостроительные производства.   

Обеспеченность населения жилыми помещениями в отчетном периоде  достигла 19,9 кв. м на 1 человека и выросла относительно 2015 года на 1,3%. Количество выданных разрешений на строительство жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, дает основания прогнозировать положительную динамику показателя и в 2017-2019 годах.

При оценке эффективности ОМСУ рассматривается так же динамика показателя, характеризующего ежегодный ввод жилья, рассчитанного
на 1 жителя.
В 2016 году на каждого жителя городского округа пришлось
0,15 кв. м  введенных в эксплуатацию жилых помещений (71% к 2015 году).

Анализ инвестиционной активности застройщиков в рамках
ТОР «Большой Камень» дает основание ожидать, что в плановом и прогнозном периоде темпы ввода жилья будут увеличиваться в среднем на 2% ежегодно.

Эффективное использование муниципальных земель, в том числе для целей жилищного строительства,  является одной из задач, решаемых ОМСУ при обеспечении инвестиционной привлекательности городского округа.

В сравнении с 2015 годом площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения увеличилась на 2%. Рост показателя обусловлен  потребностью в земельных участках, выделенных под строительство жилья многодетным семьям.

В дальнейшем предполагается рост показателя за счет инвестиционной активности застройщиков многоквартирного жилья. В связи с созданием
ТОР «Большой Камень» и привлечением населения из других регионов для работы на новых производствах, спрос на жилье будет увеличиваться.

Администрацией городского округа сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки под строительство многоэтажных жилых домов и инфраструктурных объектов. Поэтому в плановом и прогнозном периодах предусмотрен рост показателя «площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства». Относительно 2016 года к концу прогнозного периода  рост показателя ожидается до 34,5%.

По объектам «долгостроя» наблюдается отрицательная динамика.
Так, в 2016 году площадь объектов, не введенных в эксплуатацию в  течение
5 лет
, уменьшилась относительно 2015 года на 0,8%.  Снижение показателя обусловлено реализацией крупных инфраструктурных проектов, земельные участки под которые предоставлены в аренду на 10 лет. В 2016 году введена в эксплуатацию трансформаторная подстанция для функционирования новых судостроительных производств. В последующие годы планируется ввод в эксплуатацию объектов, разрешение на строительство которых было получено до 2015 года (детский  сад на 280 мест, базы отдыха и др).

         Повышение активности на строительном рынке жилья планируется   организовать посредством  реализации системы мер, связанных:

- с повышением инвестиционной привлекательности городского округа для застройщиков  коммерческого жилья;

- с обеспечением инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, необходимых  для развития жилищного строительства;

- с оптимизацией административных процедур, связанных с предоставлением социально-значимых административных услуг в сфере строительства, предоставление услуг в электронном виде.

 

VII. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

В городском округе  реализуется  жилищная реформа, одной из задач которой является создание конкурентной среды на рынке жилищно – коммунального хозяйства.

Процесс выбора жителями многоквартирных жилых домов в 2015 году завершен. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами составила 100%.  В 2016 году  услуги по содержанию жилищного фонда оказывали 9 коммерческих организаций и 23 ТСЖ.

С 2015 года, зарегистрировано муниципальное предприятие «Городское хозяйство» в уставном капитале которого участие городского округа составляет более 25%.  Основным видом деятельности данного предприятия является вывоз и утилизация твердых бытовых отходов. В связи с эти доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды, участие городского округа в уставном капитале которых составляет не более 25% в общем количестве организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа составила 75%.

 Всего организаций коммунального комплекса, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды, предоставляли 4 организации: КГУП «Примводоканал»
(ООО «Водоканал»), АО «Теплоком», ПАО «ДЭК», МУП «Горхоз».

В плановом и прогнозном периоде, показатель сохраниться на уровне прошлого года.

С 2016 году величина доли МКД, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет увеличилась на 1,3% к 2015 году и достигла 75,8%.

К концу 2019 года  величина показателя составит 76,1%. Положительная динамика будет обеспечена постановкой на кадастровый учет жилых домов блокированной застройки (от 2 до 8 квартир).

Трудностями в ускорении этого процесса является неактивная позиция собственников жилья (соответствующие правоустанавливающие действия проводятся только по заявлению собственников).

В отчетном периоде  улучшили  жилищные условия граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так доля населения, получившего жилые  помещения и улучшившего жилищные условия
в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете
в качестве нуждающегося в жилых помещениях
 составила 0,5%.

Снижение показателя в 2016 году связано с отсутствием софинансирования в рамках соответствующей государственной программы мероприятий по строительству муниципального жилья для граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,  в связи
с переселением граждан из жилых помещений, признанных аварийными
в период с 31.12.2014 года по 21.12.2016 года. В последующие годы предполагается предоставление жилых помещений для граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях из существующего муниципального жилого фонда для повторного заселения.

Основными направлениями развития реформы ЖКХ в городском округе  в 2017-2019 годы станут: реализация комплекса мер по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг, содействие открытости в деятельности управляющих компаний, реализация мероприятий в области энергосбережения, улучшение технического состояния муниципальных основных фондов, создание условий для развития конкуренции в сфере обслуживания жилья.

Основными мерами развития конкуренции в сфере управления  МКД станет снижение административных ограничений и барьеров входа в данный рынок новых хозяйствующих субъектов.

 

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Повышение эффективности управления такими ресурсами, как финансы
и имущество является одной из целей организации муниципального управления.

При достижении данной цели, актуальной задачей становится рост поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета и обеспечение сбалансированности бюджетной системы городского округа.

 Основным индикатором эффективности реализации данной задачи является динамика показателя «доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций)», который в 2016 году достиг 35,75%  и увеличился относительно 2015 года на 2,2 процентных пункта.

Рост показателя обусловлен увеличением собираемости налога на доходы физических лиц за счет роста фонда оплаты труда в целом по городскому округу.  

Значительный рост показателя ожидается  с 2018 года (151,6% в 2019 году к показателю 2017 года) за счет отсутствия  дотации из федерального бюджета на сбалансированность бюджета городского округа, доля которой в собственных доходах местного бюджета до 2018 года составляла более 30%.

Важной задачей, стоящей перед ОМСУ, является повышение эффективности использования объектов недвижимости, находящихся
в муниципальной собственности.

Управление муниципальным имуществом, переданным в оперативное (хозяйственное) управление муниципальным организациям, осуществляется достаточно профессионально. Поэтому в городском округе доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности составляет 0%.

Организаций муниципальной собственности, находящихся в стадии банкротства не ожидается и в последующих периодах. Не ожидается в будущем и неисполнения ОМСУ своих обязательств по оплате труда гражданам, работающим в муниципальных бюджетных организациях, вместе с тем
и наличия просроченной кредиторской задолженности  по заработной плате.

 Важным показателем, характеризующим эффективность управления муниципальным имуществом, является динамика объема незавершенного
в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа.

Увеличение показателя на 20,7% к 2015 г.  обусловлено продолжением строительства объекта "Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина", сетей инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, 

В 2017 году предполагается рост показателя за счет капитальных вложений в следующие объекты:

- «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» (продолжение строительства);

- «Строительство проезда от ул. Лебедева до МО МВД» (2й этап);

- подъездные автомобильные дороги и проезды к земельным участкам микрорайона «Северный»;

- строительство инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям.

В 2018 году снижение показателя обусловлено выполнения следующих мероприятий:

- вводом в эксплуатацию объектов: «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина», «Проезд от ул. Лебедева до МО МВД»;

- продолжением строительства подъездных автомобильных дорог и проездов к земельным участкам микрорайона «Северный».

Администрацией городского округа постоянно ведется работа по снижению объемов незавершенного строительства. С этой целью реализуются следующие мероприятия:

- проведение инвентаризации незавершенных объектов,

- постановка  введенных в эксплуатацию объектов на государственный кадастровый учет и последующая передача их в оперативное управление бюджетным организациям, предоставляющим социальные услуги населению,
а также в аренду хозяйствующим субъектам, предоставляющим населению услуги жизнеобеспечения.

 Важным показателем, отражающим эффективность деятельности ОМСУ, в том числе в сфере бюджетной политики, является  оптимизация расходов, направленных, в частности,  на содержание муниципальных служащих. Мерой оценки здесь является динамика  показателя, характеризующего расходы городского округа на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя муниципального образования.

 Увеличение показателя в 2016 году на 11,9% к 2015 году, связано
с приведением надбавки к должностным окладам муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в соответствие с надбавками,
установленными для государственных служащих Приморского края.

Рост показателя в 2017 году связан с экономией фонда оплаты труда за счет вакантных должностей в 2016 году.

Снижение значения показателя с 2018 года обусловлено планируемым проведением организационно - штатных мероприятий и ростом численности населения городского округа.

В целом расходы, направленные на содержание ОМСУ не превышают норматив, установленный Администрацией Приморского края для городского округа Большой Камень.

Эффективность действий ОМСУ в области градостроительной деятельности  определяется наличием документов территориального планирования.  Показателем эффективности является наличие утвержденного генерального плана.  Это главный документ, необходимый для последующего решения задач, связанных с разработкой проектов планировки территорий
в целях обеспечения устойчивого развития муниципального образования, выделения элементов планировочной структуры (микрорайонов), установления границ земельных участков, на которых располагаются объекты капитального строительства.

Решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень
от 28 июня 2007 года  № 37 принят генеральный план развития городского округа. С целью улучшения инвестиционной привлекательности территории
в 2016 году внесены изменения в генеральный план[3], учитывающие расширение промышленного производства в рамках территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень», а также актуализация  транспортной структуры и функциональных зон.

Снижение среднегодовой численности  постоянного  населения на 0,2% произошло за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.

С 2017 года в городском округе ожидается положительная динамика показателя, за счет реализации проектов ТОР «Большой Камень». В границах данной территории предполагается расширение судостроительных производств и привлечение квалифицированных специалистов для работы на них.

Общими мерами по повышению эффективности муниципального управления при решении вопросов местного значения в 2017-2019 годах,
как и в прошлые годы останутся:

         1) развитие системы управления финансами, ориентируемой  на результат;

         2) оптимизация административной реформы;

         3) повышение уровня информационной открытости деятельности ОМСУ;

         4) активизация совместной деятельности ОМСУ и городского сообщества.

 

IХ. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Целью деятельности ОМСУ в данной сфере является совершенствование системы энерго и водообеспечения.

Достижение цели определяется следующими показателями:

- удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах;

- удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями.

 Механизмом достижения цели является реализуемая с 2010 года муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Большой Камень» на 2014-2016 годы
и в перспективе до 2020 года.

В процессе реализации программных мероприятий выполняются работы по снижению теплопотерь  конструктивными элементами зданий, сооружений, потерь ресурсов при доставке их потребителям, устанавливаются приборы учета, внедряются новые ресурсосберегающие технологий в различных секторах экономики, жилищном секторе и бюджетной сфере.

В отчетном периоде продолжено снижение удельных величин потребления  всех энергетических ресурсов, как населением, проживающим в многоквартирных жилых домах, так и муниципальными бюджетными учреждениями.

В последующие годы, мероприятия по энергосбережению останутся актуальными и планируются к реализации в рамках соответствующей муниципальной программы.

__________________



[1] Инструкция по подготовке доклада главы местной администрации городского округа (муниципального района) субъекта Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период

[2] далее – ТОР «Большой Камень»

[3] Решение Думы городского округа Большой Камень от 24.11.2016 № 455 «О   внесении изменений в генеральный план городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденный решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 28 июня 2007 года № 37»


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

Дата изменения: 25.08.2017 11:24